Достопримечательности Крыма
Все заметки
Достопримечательности Севастополя
Все заметки
Контакты
Туристическая фирма
Лион Тур

Адрес:
Россия, Крым, г. Севастополь
ул. Большая Морская, 50, оф. 59

Контактные телефоны:
Тел.: +7 (978) 739-83-79
Факс: +7 (8692) 54-85-89

E-mail: liontoursev@yandex.ru




Путеводитель
по Крыму

Менеджер по экскурсиям
Александр
+7 (978) 739-83-79
+7 (8692) 54-85-89



Главная / Достопримечательности Севастополя / Приморский бульвар

Приморский бульвар

Современная планировка и оформление Приморского бульвара были завершены к 50-летию первой обороны Севастополя 1854-1855 г.г.


 Памятник затопленным кораблям. Современное состояние.

В море, в десяти метрах от набережной бульвара на искусственном гранитном утесе из необработанных каменных глыб высится колонна коринфского ордера, увенчанная бронзовым, обращенным к морю, двуглавым орлом с распростертыми крыльями, держащим в клюве лавровый венок и морской якорь. Это Памятник затопленным кораблям, который был построен в 1905 году по проекту скульптора академика А.Г.Адамсона (1855-1929), архитектора В.А.Фельдмана (1864-1928) и военного инженера О.И.Энберга (1859-1937). Памятник стал своеобразной эмблемой Севастополя, изображение его было на гербе города.
На лицевой стороне памятника помещена бронзовая доска с рельефной картой Севастопольской бухты и обозначением линии затопленных кораблей. Ниже на полированных плитах трехгранного основания колонны вырублен текст: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 г.г. для заграждения входа на рейд». Со стороны моря на утесе закреплена бронзовая мачта (фор-стеньга) парусного корабля. Общая высота памятника - 16,7 м, высота колонны - 7,1 м.
Во время I обороны Севастополя 1854-1855 г.г. для заграждения входа на внутренний рейд англо-французским войскам были затоплены в две линии 15 судов Черноморского флота. Первая линия была между Константиновской и Александровской, вторая - между Михайловской и Николаевской батареями.
Памятник затопленным кораблям является составной частью мемориального комплекса, созданного к 50-летию обороны Севастополя под руководством городского архитектора А.М.Вейзена (род. 1863-:). Памятник был частично разрушен в годы Великой Отечественной войны: сбито крыло орла, повреждена гранитная часть памятника, имелись пулевые и осколочные пробоины.
В 1961 году Киевскими научно-реставрационными мастерскими произведен ремонт и реставрация памятника. В мае 1989 г. кооперативом «Херсонес» проведены подводные работы по укреплению фундамента памятника.
Напротив памятника на опорной стене набережной установлены два адмиралтейских якоря с затопленных кораблей и уже в советское время укреплена мемориальная доска с текстом: «Здесь 18 ноября 1905 г. царскими войсками были зверски расстреляны революционные матросы крейсера «Очаков». Она напоминает об одном из самых массовых выступлений матросов Черноморского флота в ходе Севастопольского ноябрьского вооруженного восстания 1905 г. Недалеко от Памятника затопленным кораблям у северо-восточного мыса бульвара в каменный парапет вмонтирована гранитная мемориальная доска с надписью: «Начало плавучего моста через рейд в 1855 году». Начало моста оформлено каменной пристанью с лестничным маршем и парапетом. Подпорная стена с мемориальной доской облицована крымбальским камнем и завершена фронтоном. Оформление пристани дополнено чугунными ядрами и рымами для крепления канатов. Авторы проекта - архитектор А.М.Вейзен и инженер Н.Ф.Еранцев. Доска установлена в 1905 году.
Место для моста выбрано не случайно. Расстояние между Николаевской и Михайловской батареями было всего 450 сажень (960 м). Мост строился с 14 июля по 15 августа 1855 г. по проекту генерал-лейтенанта А.Е.Бухмейера при участии 4 саперного батальона, ратников 45 дружины Курского ополчения, 100 плотников и 100 моряков. Мост состоял из 86 плотов, каждый длиной до 6 сажень (13 м), удерживался двумя якорями; ширина проезжей части составляла около 5,5 м. С этим местом связаны последние эпизоды обороны Севастополя 1854-1855 г.г. В ночь на 28 августа по мосту перешли на Северную сторону части, защищавшие укрепления города. Утром 28 августа мост был разведен, понтоны подтянуты к берегу. Участник обороны Севастополя Л.Н.Толстой в рассказе «Севастополь в августе 1855 года» нарисовал яркую картину переправы русских войск в ту трагичную ночь: «Севастопольское войско, как море в зыбливую мрачную ночь, сливаясь, разбиваясь и тревожно трепеща всей своей массой, колыхаясь у бухты на мосту и на Северной, медленно двигалось в непроницаемой темноте прочь от места, на котором столько оно оставило храбрых братьев, - от места, всего облитого его кровью, от места, одиннадцать месяцев отстаиваемого от вдвое сильнейшего врага:».
К 1905 году Приморский бульвар украсили дорожки, спуски, лестницы, подпорные стенки, выложенные из бутовых камней, с использованием приемов ландшафтной архитектуры.
Над аллеей, соединяющей бульвар с набережной, был сооружен в стиле модерна арочный пешеходный мостик по проекту архитектора М.М.Вербицкого.


 

В 1955 году мостик реконструирован по проекту архитекторов А.Л.Шеффера и В.К.Цаккера с заменой в значительной мере утраченного скульптурного фриза со всеми деталями. Но, тем не менее, со стороны набережной в центре мостика достаточно отчетливо виден рельеф дореволюционного, а ныне современного герба Севастополя с изображением грифона.
В нижних частях стен проезда под мостиком устроены каменные скамейки. В 1910 году на территории бульвара было построено каменное здание театра, имевшее вход со стороны Нахимовского проспекта. Первоначальное название скейтинг-ринг (площади для катания на роликовых коньках), позже - театр «Ренессанс» (см. «Недвижимость Севастополя +» за 2001 г. № 2) В 1914 году было построено здание для института физических методов лечения имени М.М.Сеченова по проекту архитектора Б.А.Чистова. Выдержан стиль неоклассицизма с включением архитектурных деталей и лепки, переработанных в духе модерна (ныне Дворец детства и юности, см. «Недвижимость Севастополя +» за 1997 г. № 33). Приморский бульвар был любимым местом отдыха, здесь всегда было многолюдно и оживленно, особенно в вечернее время. Есть факты в истории города и Приморского бульвара, о которых помнят старожилы Севастополя, которые передаются из поколения в поколение.
Весной 1917 года после Февральской революции во время 3-недельного пребывания в Севастополе Федор Иванович Шаляпин давал концерт на Приморском бульваре, присутствовало до 30 тысяч севастопольцев. Голос Шаляпина слышали на кораблях Черноморского флота, стоящих в Севастопольской бухте. 5 ноября 1944 года тысячи севастопольцев приветствовали с бульвара эскадру Черноморского флота, которая возвратилась с Кавказа в родную базу. Уже в мае 1944 года началась расчистка бульвара от камней и мусора, разбирали развалины построек бульвара и Нахимовского проспекта.
В послевоенные годы бульвар вырос вдоль пр.Нахимова до театра имени А.В.Луначарского, построенного в 1957 году по проекту архитектора В.Пелевина.
Проект реконструкции бульвара выполнили в 1949 году архитекторы П.В.Кумпан, Г.Г.Швабауэр, И.А Сабурова. Ими спроектированы литая металлическая ограда и два входа на бульвар. Один из них находится напротив лестницы на Матросский бульвар, другой - при переходе к театру им.Луначарского. Это пропилеи из двух массивных четырехколонных дорических портиков на высоком стилобате (цоколе), среди колонн - каменные чаши фонтанов.
Достопримечательностью Приморского бульвара является современный спортивно-зрелищный ансамбль. На Николаевском мысу находится водная станция, ныне спортивная база КЧФ. Станция построена в 1933 г. в стиле рационализма, стилизована под корабль. Башня на северном углу - это мачта; на крыше-площадке в виде капитанского мостика, круглые окна первого этажа (иллюминаторы) довершают сходство с кораблем. Рядом бассейн, гимнастический зал; на набережной - трибуны для зрителей морского парада в День Военно-Морского флота. Были построены в 1977 году по проекту архитектора Ю.И.Брауде.
8 мая 1979 года на набережной бульвара открыт Памятный знак кораблям эскадры Черноморского флота.
Для большинства жителей Севастополя, многочисленных гостей Приморский бульвар является любимым местом отдыха в нашем городе.




Яндекс.Метрика