Достопримечательности Крыма
Все заметки
Достопримечательности Севастополя
Все заметки
Полезные статьи об отдыхе в Крыму
Все заметки
Контакты
Туристическая фирма
Лион Тур

Адрес:
Россия, Крым, г. Севастополь
ул. Большая Морская, 50, оф. 59

Контактные телефоны:
Тел.: +7 (978) 739-83-79
Факс: +7 (8692) 54-85-89

E-mail: liontoursev@yandex.ru




Путеводитель
по Крыму

Менеджер по экскурсиям
Александр
+7 (978) 739-83-79
+7 (8692) 54-85-89



Главная / Достопримечательности Крыма / Байдарские ворота

Байдарские ворота

 Одним из первых русских людей после присоединения Крыма к России на Байдарах побывал Павел Сумароков. В 1802 году он написал в книге «Досуги Крымского судьи»: «На другой день мы прибыли в Байдары. Боже мой, что за райский вид представился нам!».

 
Делится впечатлениями о путешествии через Байдарский перевал в своих очерках и Евгений Марков: «Вы едете все в гору и в гору, не видя, не предчувствуя моря; дорога все труднее; вас задвигает все теснее в скалы и в лес, и пейзаж почти исчезает. Трудность подъема настраивает вас на самый прозаический тон и выбивает из головы радостные мечты, с которыми вы, может быть, выехали со станции. На самой крутизне подъема, где каменные стены заслоняют вам половину неба, трещина, по которой ползет дорога, загороженная тяжелыми каменными воротами, такими же темными и несокрушимыми, как окружающие их скалы. Если бы не правильно тесанные камни, их бы признал за природный туннель. Вот вы под их темной и тяжкой аркой; она так кстати венчает своим мрачным видом мрачную обстановку всего подъема. И вдруг лошади останавливаются, и вас чуть не отбрасывает назад от внезапности, от изумления; весь строй прежних мыслей уносится мгновенно, как пыль вихрем, словно вы вдруг попали из одного мира в другой.
 
Вы проехали сквозь Байдарские ворота. Кончилось поднятие, трудности и теснота; горы вдруг широко расступились, глубоко раздались недра земли, и ты, до сих пор тяжко карабкавшийся вверх, вдруг повис, как на крыльях птицы, над необъятной бездной. Эта бездна — целое море, целая страна. Южный берег Крыма со своими лесами, скалами и деревеньками лежит распростертый глубоко под вашими ногами. Вам вдруг открываются волны Азии и далекие горные мысы, до которых нужно ехать многие дни. Декорация переменяется мгновенно и неожиданно, словно в какой-нибудь волшебной опере. Голова, не приготовившаяся к неожиданному контрасту, смущается и туманится над этою чарующею бездною; не верится, что нужно, что можно спускаться — туда вниз; оттуда целые поселения кажутся белыми точками, а скалы — камешками. Но, помимо крайней неожиданности и резкости перехода, — панорама, открывающаяся из Байдарских ворот, сама по себе одна из грандиознейших, какие где-либо можно увидеть. Я знаю знаменитые живописные места Европы и думаю, что, вряд ли в ней найдется более счастливое сочетание самых противоположных элементов пейзажа.
Гигантская скала Фороса, переливающаяся всеми цветами яшмы, голая, обглоданная ветрами и водами, выдвинулась в море направо от вас, кажется, всего в нескольких шагах от вас, вся от пяты до макушки видная вам, загораживая все, что за нею — море, небо и скалы. Восходящее солнце ударяет своими лучами прямо в грудь ее. На голой вершине, на голых боках сверкает солнце, а пята еще закутана в белые туманы, курящиеся над морем. Как клубы дыма, туманы эти свиваются и ползут с неподвижно морской поверхности, и яркая, утренняя синева волн прорывается озерами сквозь редеющую дымку тумана, разрастаясь все шире, сливаясь все ближе. Налево отвесная стена Яйлы, увенчанная, как гривой, лесами сосен, упирается в самые облака и отрезает от вашего взгляда весь горизонт левой стороны.
 
 
От Байдарских ворот начинается Южный берег. Екатерина II окончила здесь свое роскошное путешествие. Говорят, Потемкин довез Императрицу до того самого места, где теперь стоят ворота, и с высоты его царица Севера созерцала райский уголок, добытый для нее кровью ее северных сынов. В то время путешествие по скалам Южного берега еще было невозможно. Шоссе от Байдарских ворот — мастерское произведение искусства.
 
Когда князь Воронцов провез по нему в первый раз Императора Николая, Император выразился, что у него теперь «свой Симплон». Когда вы смотрите от ворот вниз в эту страшную, бездонную воронку, куда сбегает белая нитка шоссе, нитка эта кажется вам чистою спиралью. Кажется, пешему не сойти с этой гигантской винтовой лестницы, а по ней стремглав съезжают грузные дорожные дормезы с шестериками и восьмериками. Действительно, только южнобережный ямщик может взяться за это рискованное дело.
 
Тормоза тут ничем не помогут, и остается только рассчитывать на ловкость поворотов, на гладкость шоссе да на железные ноги крымских лошадей. Я долго не мог понять, каким чудом, при этих крутых круговых поворотах, на всем бегу не сносит в бездну высокого, неустойчивого экипажа, который летит вниз с быстротою салазок, пущенных с английской горки. Как ни великолепно отсюда зрелище моря, но я больше смотрел назад, чем вперед; я не мог оторвать глаз от скалы Фороса, господствующей над всем пейзажем.
 
Утесы, камни целым потоком сбегают от него вниз к морю, и дорога вьется между этих живописных утесов, обегая их то справа, то слева. Деревеньки, виноградники, лесные участки в далекой глубине тоже лепятся между этим хаосом камней, который составляет характер местности. Это поколенье Фороса, которое он расплодил до самого моря, до тех красивеньких маленьких голышей, которыми шуршит береговой прибой. Вообще, может быть, ни в какой части Крымских гор нет такого хронического состояния разрушения, как в скалистых горах между Байдарскими воротами и Алупкой. Тут мы застаем геологические силы еще на месте преступления.
 
Дорога кажется чрезвычайно короткой, но не спешите: вы десять раз будете около одного и того же утеса, почти на одной и той же высоте. Техник, устраивавший дорогу, обманул и пропасть, и проезжих. Проезжему кажется, что он постоянно на гладкой дороге и постоянно вертится на одном месте по карнизу обрыва. Колена дороги, как комфортабельные лестницы аристократических отелей, так незаметно покаты, что должны поворачиваться ежеминутно в одних и тех же пределах; только быстрота езды, захватывающая дух, говорит вам, что вы спускаетесь в пропасть страшной глубины.
 
Но и этих поворотов оказалось мало; необходимо было прорвать внутренность утеса, совершенно заграждавшего дорогу, и теперь вы, еще в виду Байдарских ворот, проезжаете черною дырою туннеля. За нею берег поворачивает, и начинаются другие виды. Бесспорно, это живописнейшие места Южного берега».
 
В 1787 году Екатерина II совершила свое знаменитое путешествие в полуденную Россию. Царица Севера доехала до Байдарского перевала и созерцала отсюда этот божественный уголок земли. Впоследствии здесь были просечены в скале Байдарские ворота, или, как их еще называли, «врата в рай».
 
В 1826 году было закончено строительство шоссе от Симферополя до Алушты. В 1837 году оно продолжено до Ялты, а в 1848-м — до Севастополя. Это создало благоприятные условия для развития курортного дела на Южнобережье. В 1848 году по проекту ялтинского архитектора Карла Ивановича Эшлимана на Байдарском перевале был построен античный портик-арка как памятник в честь окончания строительства дороги, а также в память об Августейшем путешествии Императрицы Екатерины II. С самого начала Байдарские ворота стали называть «воротами на Южный берег Крыма». Арка рассчитана на эффект неожиданного появления моря перед глазами путешественника. С постройкой дороги участки земли в окрестностях Фороса стали быстро и застраиваться. Впоследствии новая дорога оказалась как нельзя кстати при строительстве храма на Красной скале. Свое название Байдарские ворота получили от Байдарской долины, которая по-татарски называлась Бай-дере, что значит «богатая долина».
Путешественники, приходящие или приезжающие со стороны долины, попадая на перевал, испытывают так называемый ландшафтный эффект. Дорога к перевалу длинная и пологая, поэтому огромная высота — 526 метров над уровнем моря — становится полной неожиданностью. Если смотреть на перевал со стороны Фороса, то Байдарских ворот не видно, зато поражает вид храма на Красной скале.



Яндекс.Метрика